Индия постепенно набирает популярность в качестве страны, выбранной для ведения бизнеса. Как открыть компанию в Индии, каковы преимущества для предпринимателей имеются на ее территории?
Почему именно Индия?
В стране есть целый ряд преимуществ, делающих ее привлекательной для открытия и развития своей фирмы:
стремительное успешное развитие различных секторов экономики;
лояльная налоговая политика, детально регламентированные вопросы налогообложения для разных видов компаний, наличие налоговых льгот;
удобное географическое положение, позволяющее выходить на рынки Азии;
налаженные торговые связи с самыми разными странами мира, включая США, страны Евросоюза, Австралию, ОАЭ, Гонконг.
Заниматься бизнесом в республике имеют право как граждане Индии, так и иностранцы, не имеющие вида на жительство, и резиденты.
Нюансы, касающиеся иностранцев
Правовая система в Индии позволяет иностранцам осуществлять предпринимательскую деятельность на одинаковых условиях с индийскими гражданами, в рамках действующего законодательства, в т. ч. в соответствии с регламентом «О компаниях». В нем прописаны особенности функционирования организаций различных правовых форм.
Иностранцам без статуса резидента можно зарегистрировать фирмы с ограниченным числом форм:
совместные либо дочерние предприятия индийских компаний;
товарищества с ограниченной ответственностью в тех секторах, где не нужно получать разрешение на деятельность;
филиалы, офисы иностранных организаций.
Кто бы ни являлся учредителем компании, по крайней мере 1 директор в ней обязательно должен являться резидентом Индии, находящимся и работающим в ней не менее 182 дней в году.
Организационно-правовые формы деятельности.
Иностранцы имеют право регистрировать следующие компании:
с одним участником (OPC, One Person Company) – 1 учредитель, не более 15 директоров;
частную с ограниченной ответственностью (Private Company) – от 2-х и до 200 участников, от 2-х до 15 директоров;
публичную с ограниченной ответственностью (Public Company) – от 7 участников без ограничений по верхнему порогу, от 3-х до 15 директоров;
ООО – от 2-х партнеров учредителей с неограниченным общим числом участников, не менее 2-х назначенных партнеров директоров без максимального порога.
Любую из компаний необходимо зарегистрировать в Реестре Государственного регистратора компаний (RoC), находящегося в ведении индийского Министерства корпоративных дел (МАС).
Зарегистрировать бизнес в Индии можно в несколько шагов:
Выбрать уникальное название (желательно иметь 4-6 потенциальных вариантов). Проверить, нет ли уже фирм с таким названием на сервисе МАС. Зарезервировать его на специальном веб-сайте Reserve Unique Name (RUN) Service для сохранения за собой.
Определиться с организационно-правовой формой фирмы. Наиболее подходящими для мигрантов являются филиалы иностранных организаций, публичные компании, фирмы с ограниченной ответственностью.
Получить сертификат цифровой подписи хотя бы для одного директора (DSC) и идентификационные номера на всех директоров (DIN). Для этого необходимо подать соответствующие заявки на сайте МАС по форме SPICE+.
Заполнить электронную форму А1 с указанием 4-6 планируемых названий компании и онлайн - форму А1 для подачи заявки на название фирмы в RoC. Процедура платная! Регистратор должен утвердить одно из предложенных названий. Стоит помнить - после утверждения названия подать заявку на регистрацию компании можно в течение полугода.
Подать Меморандум об ассоциации (МоА) с бизнес - целями фирмы и Устав (АоА) со сведениями о повседневной деятельности, в т. ч. руководстве, в PoC, предварительно заполнив заявки по форме SPICE+ на сайте МАС. Иностранные граждане оформляют указанные документы не только в электронном, но и в бумажном виде. После одобрения регистратором, распечатать МоА и АоА и заверить нотариально, представив в орган по штамповке того региона страны, где регистрируется бизнес.
На веб-сайте МАС произвести оплату регистрационного сбора. На его сумму влияет размер капитальных активов создаваемой организации.
Онлайн - заявку на регистрацию по форме 1 со всеми подготовленными документами загрузить на сервис МАС для регистрации в PoC того индийского штата, где регистрируется компания. Загружаются все полученные документы, включая DSC, DNI, MoA с печатью, АоА с печатью, копию письма регистратора о названии, квитанции об уплате сборов и др.
В случае положительного решения RoC, получить свидетельство о регистрации. В случае отказа, собрать все недостающие документы, указанные регистратором, и подать заявку повторно.
После выдачи свидетельства организации присваивают №: CIN (аналог российского ИНН), счета – PAN, счета налоговых сборов и вычетов – TAN. При необходимости изготавливается печать.
Важно! Если у фирмы, зарегистрированной в Индии, имеется акционерный капитал, ее директор обязан в течение 182 дней после регистрации подать в Реестр компаний декларацию по форме INC-20А, а в течение 30 дней – документ, подтверждающий наличие у компании индийского регистрационного адреса. В противном случае, она может быть исключена из реестра. До подачи декларации компания не имеет право осуществлять какую-либо деятельность.
Юридическая система, сочетающая в себе традиционное право в Индии и заимствования из правовых систем стран Запада, является достаточно сложной. Регистрация бизнеса сопряжена с целым рядом бюрократических формальностей, требует четкого заполнения онлайн-форм для согласования и сбора значительного комплекта документов.