Любой бизнес, большой или маленький, строятся, в конечном итоге, для получения прибыли. В одном случае получателем прибыли является единственный владелец компании, а в более общем десятки тысяч акционеров. Но, прежде чем будет сформированы цифры годовых прибыли, требуется спланировать все свои затраты, а также предполагаемые доходы. Бюджет позволяет корректно понимать то как функционирует предприятие в реальном времени. Если бизнес устоявшийся, имеется достаточная производственная база, основные средства, налажены постоянные контакты с партнерами и есть рынок сбыта, то бюджетирование будет достаточно предсказуемым и понятным.
В случае, если компания состоит из нескольких структурных подразделений, территориально или функционально отделённых друг от друга, и которые участвуют в процессе создания конечного продукта, то требуется более комплексный подход. Руководству такой компании для понимания себестоимости продукта необходимо чётко понимать структуру затрат всех подразделений, участвующих в создании добавленной стоимости. Консолидированный бюджет позволяет свести воедино различные затратные части и подвести их под общий знаменатель. Собственники, ориентируясь на консолидированный бюджет могут оценить эффективность собственного предприятия и внести, при необходимости, требуемые коррективы.
Малому бизнесу консолидированный бюджет составлять нет необходимости потому, что собственник, зачастую, в реальном времени самостоятельно управляет финансовыми потоками, принимает стратегические и тактические управляющие решения.